Brodil Администратор клуба
Зарегистрирован: 13.01.2008 Сообщения: 3714 Откуда: Новосибирск
|
Добавлено: Мар 06 2009 16:42 Заголовок сообщения: Про шины... |
|
|
Автомобильные шины подразделяются:
1) По назначению;
2) Габаритам;
3) Форме профиля;
4) Конструкции;
5) Принципу герметизации.
1) По назначению шины делятся на:
Легковые;
Грузовые.
2) По габаритам шины делятся на:
*Крупногабаритные - с шириной профиля 350мм (14 дюймов) и более, независимо от посадочного диаметра;
*Среднегабаритные - с шириной профиля от 200мм до 350мм (от 7 до 14 дюймов) и посадочным диаметром не менее 457мм (18 дюймов);
*Малогабаритные - с шириной профиля не более 260мм (до 10 дюймов) и посадочным диаметром не более 457мм (18 дюймов).
3) По форме профиля шины делятся на:
*Обычного профиля - с отношением высоты профиля (H) к его ширине (B) более 0,89;
*Широкопрофильные - H/B=0,6-0,9;
*Низкопрофильные - H/B=0,7-0,88;
*Сверхнизкопрофильные - H/B=<0,7;
*Арочные - H/B=0,39-0,5;
*Пневмокатки - H/B=0,25-0,39.
4) По конструкции шины делятся на:
*Диагональные - шины, у которых нити корда каркаса и брекера перекрещиваются в смежных слоях, а угол наклона нитей по середине беговой дорожки в каркасе и брекере от 45 до 60 градусов. Конструкция диагональных шин устарела, но их продолжают выпускать (в основном для машин старых конструкций), потому что они относительно дешевы в производстве, их каркас менее подвержен разрушению при ударах и порезах;
*Радиальные - шины, у которых угол наклона нитей корда каркаса 0 градусов, а брекера не менее 65 градусов. Эти шини имеют каркас с меньшим числом слоев корда, чем у диагональных, мощный брекер чаще металлокордный, что обеспечивает меньшую окружную деформацию шины при качении и проскальзывании протектора в контакте с дорожным покрытием и как следствие, радиальные шины имеют меньшее теплообразование и потери на качение, большие сроки службы, максимальную скорость и большую нагрузку. У радиальной шины выше стойкость к износу, она долговечнее. Пробег лучших диагональных шин составляет 20-40 тыс.км, а пробег самых обычных моделей радиальных шн - 60-80 тыс.км. У радиальной шины меньшее сопротивление качению, что дает ощутимую экономию топлива. Радиальная шина обеспечивает лучшую управляемость и боковую устойчивость автомобиля: она в отличие от диагональной шины в поворотах и при боковом скольжении не "ложится на бок" - "отлипания" протектора от дороги не происходит. Радиальная шина обеспечивает лучшее сцепление с дорогой за счет большего по площади и более стабильного пятна контакта. При изменении нагрузки и колебаниях во время движения жесткий брекер не дает протектору радиальной шины деформироваться, выступы протектора не сминаются и не проскальзывают.
5) По принципу герметизации шины делятся на:
*Камерные (Tube Type);
*Бескамерные (Tubeless).
Главное достоинство бескамерной шины - длительное сохранение давления при проколе, а следовательно - безопасность. Камерная шина при проколе теряет давление практически моментально, т.к. воздух быстро выходит через вентильное отверстие в ободе колеса. Из бескамерной шины воздух выходит только в месте прокола, и если размер отверстия не слишком велико (от гвоздя или самореза, например), то давление теряется очень медленно. Кроме того, бескамерная шина намного легче камерной, а значит, меньше нагружает подвеску и подшипники ступиц колес, а так-же меньше нагревается при длительной скоростной езде.
ВНИМАНИЕ! Ни в коем случае не пытайтесь ставить камеру в бескамерную шину, как это делают некоторые водители, рассчитывая, что "двойное дно" добавить шине надежности. В этом случае все преимущества бескамерной перед камерной исчезают.Кроме того, между покрышкой и камерой неизбежно образуется воздушный волдырь, который во время езды становится очагом резкого местного перегрева - причины на первый взгляд непонятных разрушений каркаса шины.
Виды рисунков протектора:
1) Дорожный, летние.
Их отличают четко выраженные продольные канавки для отвода воды из пятна контакта протектора с дорогой, слабо выраженные поперечные канавки и отсутствие микрорисунка. Кроме того, они имеют обязательный плавный переход от протектора к боковинам. Шины этого типа обеспечивают максимальное сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают максимальной износостойкостью и наилучшим образом приспособлены для скоростной езды. Для движения по грунтовым дорогам (особенно мокрым) и зимой они малопригодны.
2) Всесезонный (универсальный).
Шины хорошо приспособленны для работы на сухом и мокром асфальте, удовлетворительной приспособленностью к зимним дорогам, большим износом, чем летние. Рисунок протектора всесезонной шины более разветвленный, причем элементы рисунка группируются в хорощо различимую "дорожку" и разделены канавками разной ширины. На элементах рисунка "шашках" имеются узкие прорези дополнительного микрорисунка. Как правило, на этих шинах маркировка "all season" или условное обозначение (капля или снежинка).
3) Зимний.
Шины предназначенны для работы на заснеженных и обледенелых дорогах, сцепные качества покрытия которых могут изменяться в зависимости от ситуации от, от минимальных (гладкий лед или каша из снега и воды) до небольших (укатанный снег на морозе). Рисунок протектора таких шин имеет четко выраженные "шашки" от продольных и поперечных канавок значительной глубины. У "шашек" сложный фигурный рельеф для увеличения рабочих боковых поверхностей, а также разветвленный микрорисунок. Зимние шины также обозначаются индексом "M+S" (Mud+Snow - грязь+снег). Зачастую они имеют строго определенное направление движение (указано стрелкой).
4) Шипы.
Для улучшения сцепления с обледенелой или покрытой укатанным снегом дорогой, шины могут оснащаться шипами. Шипы располагаются в несколько рядов, что улучшает сцепление с дорогой при интенсивном торможении, в том числе при юзе и разгоне. Как правило, шипы размещены приблизительно на расстоянии 1/3 от краев протектора и выступают на 1,0-1,5мм. Количество шипов зависит от размеров шины. Центральная часть протектора не подвергается ошиповке для сохранения хорошего сцепления с дорогой.
Существует множество форм и конструкций шипов. Наиболее распространенные одно- и двухфланцевые металлические шипы с вставкой твердого сплава. Есть также пластиковые шипы с твердосплавной вставкой. Разработана методика изготовления металлокерамических шипов, осуществляющих сцепление с дорогой не центральной вставкой (ее нет), а всей кромкой, что в некоторых случаях оказывается эффективнее.
В большинстве стран центральной Европы, Японии применение шипованных шин не допускается. При покупке шипованной шины прежде всего следует помнить, что для ошиповки могут быть предназначены только зимние шины (что обусловленно особенностями их конструкции и состава резины). На протектором, обильно изрезанным ламелями, должны четко прослеживаться следы гладких площадок. Именно они являются посадочными местами для шипов. Отсутствие ярко выраженных посадочных мест (когда вся площадка изрезана ламелем) означает, что ошиповка данное шины изготовителем не предумотрена и, следовательно, недопустима. Покупать шины без пишоп, а потом заниматься их ошиповкой нежелательно по целому ряду причин. Во-первых, шипы должны быть подобраны под конкретную шину по размеру и форме, в зависимости от толщины протектора и жесткости резины, размеров площадок под шипы, лучше всего в соответствии с рекомендациями изготовителя шины. Правильно подобранные шипы изнашиваются равномерно с протектором, сохраняя сбалансированность свойств шины в различных дорожных условиях. Во-вторых, ошиповка должна производиться на соответствующем оборудовании. Последствиями кустарной установки шипов могут быть механические повреждения каркаса и проколы шины. К тому же, кустарно установленные шипы, как правило, долго не держатся. Подвергать ошиповке можно только новые, не имеющие пробега шины, т.к. в процессе эксплуатации в протекторе, а особенно вокруг отверстий под шипы, образуются микротрещины, в отверстия попадает грязь и в результате шипы не могут должным образов удерживаться от выравнивания. После стоянки начинать движение на зимних шинах следует с особой осторожностью. В течении первого километра шина прогревается. У холодной шины значительно хуже самоочищение, к тому же вода, оставшаяся в ламелях, могла замерзнуть, что не может не сказаться на управляемости автомобиля. В начале эксплуатации для шипованных шин необходим период обкатки. Чтобы шипы четко заняли свои посадочные места и при последующей эксплуатации устойчиво держались, в течении первых сотен километров пробега следует избегать резких ускорений и торможений. Меняя местами шипованные шины, не рекомендуется менять направление их вращения, т.к. в процессе эксплуатации шипы приобретают небольшой наклон, и при изменении направления наклон также начинает меняться в противоположную сторону, что способствует расшатыванию и, в итоге, выпадению шипа. Все шины, установленные на автомобиль должны быть идентичны (особенно это важно зимой), в противном случае поведение автомобиля может оказаться непредсказуемым.
5) Внедорожный
Шины предназначены для эксплуатации на местности, где отсутстует асфальтовое покрытие (пересеченной, труднопроходимой, сильно заснеженной, болотной, каменистой, грунтовой и т.д), где обычная резина теряет свои свойства и быстро приходит в негодность. Имеет большие, ярко выраженные шашки, различные отводящие канавки (иногда сплетение шашек и канвок - напоминает "елочку", сделанную для отвода грязи и прочего, что попадает под колеса), большую глубину протектора, массивные "грунтозацепы". Обычно резина с внедорожным протектором изготавливается из жесткой резины и ее боковины (так-же как и часть резины, которая распологается под протектором) имеют большую толщину, чем другие шины и изготавливаются высокого профиля для проглатывания неровностей и предотвращения деформации колесных дисков и элементов подвески (а в некоторых случаях, рамы и кузова) и большей шириной.
6) Слик (в т.ч. полуслик, дорожный слик, псевдо-слик и т.д.).
[img]http://img-fotki.yandex.ru/get/9/x-1386.1/0_5fb2_a45b1844_L.jpg
[/img]
Слик - мягкая беспротекторная резина, изготавливаемая из натурального каучука, имеющая идеальную сбалансированнось и отсутствие различных биений (отсюда и большая цена). Такая резина используется в српортивных соревнованиях, особенно в "формуле", драг-рэйсинге, где не нужна поперечная устойчивость и боковое смещение на срашно, а важно максимально быстро ускориться, для чего и помогает слик, имеющий максимальное пятно контакта. Настоящий слик - изготавливается высокопрофильный, где часто высота профиля должна быть не менее 50% ширины шины и для меньшего посадочного диаметра диска, чем штатная резина и колеса (чтобы при старте резина "спружинила" на винтовое отклонение между диском и асфальтом, иначе ударная наргузка от мощного двигателя свернет трансмиссию и привода), не имеет никаких канавок, имеет максимальное пятно контакта с дорогой, но при попадании на дорогу лужицы, грязи, пыли, масла и т.д. - напроч теряет свои свойства и становится неуправляем. Модернизацией сликов было введение в конструкцию небольшого количества продольных канавок, что привело к снижению скорости поворота и ускорения (пилоты Формулы 1 первое время жутко ругались и хотели написать протест в FIA), однако придало небольшую устойчивость с боковому смещению. Следующим этапом развития был так называемый "полуслик" (или дождевой слик или псевдо-слик) - это так-же натуральная каучуковая мягкая резина, но с продольными и поперечными канавками, без сильных округлостей протектора к краям, позволяющему лучше отводить грязь от пятна контакта и обеспечивающую более лучшее зацепление от бокового сноса, изготавливаемые обычно низкопрофильные - совсем потеряли свои первоначальные функции - а именно - обладать максимальным пятном контакта (и как дополнение - предотвращение поломки узлов трансмиссии от ударных нагрузок). Данный вид полусликов в последнее время используется владельцами дорогих "спорт-седанов", желающих подчеркуть свой спортивный стиль езды. В россии более распространено владельцами спорт-седанов (дороги, и не очень и не только спорт-седанов) использовать шины, изготовленные по технологии "полуслик" - обычная резина, с малой округлостью протектора к краям, низким профилем, большим посадочным диаметром, увеличенной шириной, "агрессивным" рисунком протектора. Из полезных функций слика - здесь нет ничего общего. А вот если сравнивать с обычной резиной - то преимущества есть.
Маркировка шин
На каждой покрышке имеется следующая маркировка?
1) Обозначение (размер) шины;
2) Модель шины;
3) Дата изготовления (состоит из четырех цифр: две первые - порядковый номер недели, две вторые - год);
4) Индекс завода изготовителя;
5) Порядковый номер;
6) Индекс скорости;
7) Индекс грузоподъемности (для легковых автомобилей);
Норма слойности;
9) Балансировочная метка;
10) Номер ГОСТа или ТУ на шины;
11) Штамп технического контроля;
12) Сортность изделия.
При необходимости могут указываться дополнительные обозначения:
* Максимально допустимая нагрузка на шину;
* Давление в шине, соответствующее этой нагрузке;
* Знак направления вращения (стрелка) на покрышках с направленным рисунком протектора;
* Для радиальных шин надпись "Radial";
* Для бескамерных шин - "Tubless";
* Надпись страны производителя "Made in ...";
* Для шин с металлокордным брекером надпись "Steel";
* Для шин типа R с текстильным брекером - буква "T";
* Для морозостойких шин надпись "Север" (на англ. - North или по-другому на языке страны-производителя).
Шины имеют миллиметровое и дюймовое обозначение, например: шина 2060 - 508, где 260 и 50- - соответственно ширина профиля и посадочный диаметр обода в миллиметрах; Шина 5,90 - 13, де 5,90 и 13 - ширина профиля и посадочный диаметр в дюймах. Некоторые шины имеют смешанное обозначение, например 165 - 13, где 165 и 13 - обозначение профиля в миллиметрах и посадочного диаметра в дюймах. Шины радиальной конструкции имеют в обозначении индекс Р (в России) или R, например 260 - 508Р или 205/70 R14, де 70 - индекс (отношение H/B - см. предыдущее сообщение) серии низкопрофильной шины.
Основная часть маркировки представляет собой "типоразмер" и выглядит так: 205/55 R15 87V
1) 205 - ширина профиля шины в миллиметрах;
2) 55 - пропорциональность, т.е. отношение высоты профиля к ширине. В намем случае оно равно 55%. Проще говоря, при одинаковой ширине, чем больше этот показатель, тем шина будет выше и наоборот. Обычно эту величину называют просто "профиль";
3) R - обозначает шину с радиальным кордом;
4) 15 - диаметр диска в дюймах;
5) 87 - индекс нагрузки - это уровень предельно допустимой нагрузки на колесо. Для легковых автомобилей он обычно делается с запасом и при выборе шин не является решающим значением. В нашем случае ИН 87=515кг.
6) V - индекс скорости. Чем он больше, тем с большей скоростью вы сможете ездить на данной шине без потерь управляемости комфорта и увеличенного износа. В нашем случае - ИС V=до 240км/ч).
Сезонность шины:
M+S - Mud+Snow: грязь+снег;
AS - All Season, Tous Terrain - всесезонная;
AW - Any Wheater: любая погода;
Aquarted или Aquacontact: и пиктограмма (зонтик) - специальные дождевые шины;
Пиктограмма * (снежинка) - шина, прндназначенна для использования ее в суровых зимних условиях;
Стрелка на боковине - направление вращения для дождевой резины или резины, имеющей направленный протектор. Если будет вращаться в обратном направлении, то вода (и т.д.), вместо того, чтобы удаляться из под шины, будет под нее нагнетаться;
Нет обозначений - шина предназначена для эксплуатации ее только в летних условиях.
Таблица скоростных индексов (Буква=максимальная скорость км/ч):
P=150;
Q=160;
R=170;
S=180;
T=190;
H=210;
V=240;
W=270;
Y=300;
ZR=>240.
Источник: http://deeptown.nsk.ru _________________ РЕМОНТ СВАРКА ТАЗОВ
"Я в ахтунге,если честно.
Либо ты фанат ремонта,либо делать тебе не фиг.
Я-бы давно это чудо спустил в овраг." (с) Дейн
Фотки выкладывать так |
|